мы всегда проводили время вместе, как одна семья. На самом деле у нас все было лучше, чем у большинства наших друзей. Мы просто надеемся, что и в наших собственных семьях все будет так же хорошо.
И Кейт кивнула в знак согласия.
Вздохнув с облегчением, я сказал:
— Значит, все это того стоило.
Я сделал еще один глоток воды и глубоко вздохнул.
— Сразу после того, как я подал на развод, Лиза начала лечение у психиатра из больницы, чтобы попытаться понять свое саморазрушительное поведение. — Я посмотрел на нее сверху вниз и сказал: — Не думаю, что я когда-нибудь говорил тебе, Лиза, как я восхищен твоей смелостью, когда ты решилась на этот шаг.
Лиза просто сидела и качала головой, по ее лицу текли слезы.
— Лиза рассказала мне, что психотерапевт пришел к выводу, что, учитывая семейную обстановку, в которой она выросла, ее неверность не была удивительной и, вероятно, даже могла быть предсказана. Отец Лизы был серийным изменщиком, ее братья изменяли, ее деверь изменял, он даже пытался изменить с ней. В результате Лиза подсознательно ожидала, что когда она выйдет замуж, ее муж тоже будет ей изменять. — Я пожал плечами: — Учитывая это убеждение, для нее было лучше сделать это со мной до того, как я сделаю это с ней.
Братья Лизы начали что-то бормотать и свирепо смотреть на меня. Я просто поднял руку:
— Я просто повторяю то, что сказал Лизе терапевт, вы можете обсудить это с ней позже.
— Ну вот и все. Терапевт объяснил, почему Лиза изменила. — Я сделал паузу и посмотрел на Лизу: — Что терапия не смогла или не успела сделать, так это заставить ее остановиться.
Единственным звуком в комнате, был страдальческий всхлип Лизы. Я остановился и посмотрел на лица наших друзей и родственников. На большинстве из них, я заметил шок и удивление. За некоторыми исключениями, два из которых меня удивили.
— Я вижу по выражению лиц Конни и Шерри, что для вас это не сюрприз. Но, впрочем, вы всегда были доверенными лицами Лизы.
Они обе смущенно отвели глаза.
Повернувшись к своим девочкам, я сказал:
— Но меня удивляет, что наши дочери, похоже, не удивлены?
Все еще держась за руки Лизы, которая стонала и всхлипывала, Мэдди и Кейт не слишком доброжелательно посмотрели на Лизу, затем повернулись, чтобы посмотреть мне в глаза. Мэдди сказала:
— Папа, мы подозревали это еще со школы. Но мы не знали, что делать. Должны ли мы сказать тебе? Может быть, ты уже знал и не обращал на это внимание?
Кейт сказала:
— Вы с мамой, кажется, были счастливы. Мы боялись, что можем все испортить.
Я покачал головой в изумлении и посмотрел на Лизу:
— Мы вырастили двух очень умных девочек, Лиза. Кажется, умнее нас обоих.
Я сделал небольшую паузу. Мэдди и Кейт пытались утешить свою мать. Все остальные просто уставились на меня, ожидая, что еще прозвучит из моих уст. Что ж, они не были разочарованы.
— Примерно через полгода после рождения Кейт, мы с Лизой, по тем или иным причинам, решили больше не заводить детей. Впоследствии я сделал вазэктомию, и наша жизнь пошла по выбранному нами пути.
— Представьте себе мое удивление через несколько лет, когда я обнаружил, что Лиза снова принимает таблетки.
Я посмотрел на Лизу:
— Ты действительно не очень хорошо скрывала это, Лиза.
— После этого было достаточно просто взять пару поездок, которые, на самом деле, длились не так долго, как я говорил, чтобы вернуться домой пораньше и понаблюдать за тем, что происходит в мое отсутствие.
— Но что меня действительно удивило, так это то, что в